Четверг, 28.03.2024, 15:06
Приветствую Вас Гость | RSS
Сайт музыкального руководителя
Главная » Статьи » Искусство

Развитие творческих способностей детей

Музыкальное воспитание является синтезом различных видов деятельности. Мне хотелось бы охватить многое, хотя углубленно заниматься всем одновременно невозможно. И меня привлекла театрализация.

Актуальность выбранной темы на современном этапе очевидна: педагогика из «дидактической становится развивающей», а значит использование элементов театрализации, импровизации в процессе обучения и воспитания детей становится всё более заметным, являясь одним из перспективных направлений педагогической мысли. Знакомясь с современными идеями развивающего образования, я уяснила для себя их суть, стараясь придерживаться её главных принципов: развитие, творчество, игра.

В процессе театрализованной деятельности происходит интегрированное воспитание детей, они обучаются выразительному чтению, пластике движения, пению, игре на музыкальных инструментах.

Создается творческая атмосфера, которая помогает раскрыться каждому ребенку как личности, применять собственные возможности и способности, самостоятельно искать выразительные средства для создания образа, используя движения, позу, мимику, разную интонацию и жест.

Для того чтобы ребёнок проявил творчество, необходимо обогатить его жизненный опыт яркими художественными впечатлениями. Чем богаче опыт малыша, тем ярче творческие проявления в различных видах деятельности. Поэтому очень важно с самого раннего возраста приобщать ребёнка к музыке, театру. Увлечь детей искусством, научить их понимать прекрасное – главная миссия музыкального руководителя. Именно искусство (театр) пробуждает в ребёнке способность размышлять о мире, о себе, об ответственности за свои поступки.

Театрализованная деятельность является стержнем в моей работе, её элементы я использую на занятиях, развлечениях, праздниках, начиная с младшей группы. С малышами я уделяю большое внимание отражению сказочных образов животных, анализирую характер движения, интонацию: летит большая и маленькая птица, веселые и грустные зайцы, снежинки кружатся, падают на землю. Использую упражнения по психогимнастике: полил дождик, дует ветер, просыпается солнышко, злая тучка. Предлагаю детям игрушки, пальчиковый театр, атрибуты для ряжения, шапочки-маски для разыгрывания песенок, потешек. Добиваюсь того, чтобы дети передавали настроение, меняли мимику, провожу индивидуальную работу с детьми, поощряю участие детей в инсценировках, желание играть роль. Большое внимание уделяю речи ребенка, правильному произношению слов, построению фраз, стараясь обогатить речь.

Для проведения занятий, развлечений и спектаклей совместно с воспитателями и родителями были изготовлены шапочки-маски, пальчиковый театр, театр картинок на фланелеграфе. Малыши с удовольствием смотрят небольшие кукольные  спектакли и драматизации, знакомятся с театральной куклой. Встреча с ней помогает им расслабиться, снять напряжение, создаёт радость.

С возрастом задачи по театрализованной деятельности усложняются, дети инсценируют небольшие сказки, поэтические произведения. В средней группе я добиваюсь выразительной речи, развиваю представления о нравственных качествах. Дети стараются быть вежливыми, внимательными, вживаются в образ, анализируют свою игру и исполнение других героев.

В песенном творчестве предлагаю детям придумать мелодии на отдельные слова: «Что ты хочешь, кошечка? - молочка немножечко!». В танцевальном творчестве воспитываю интерес и желание двигаться в различных образах - зверюшек, снежинок, петрушек. Использую различные атрибуты: цветы, листочки, ленты, султанчики, платочки, кубики, шарики и др. Работаю над актерским мастерством: лисичка прислушивается, вкусная конфетка, Ваське стыдно.

В старшей группе продолжаю заниматься обогащением словарного запаса детей прилагательными, глаголами, наречиями. Совершенствую интонацию, развивая прямую и косвенную речь, воспитываю гуманные чувства: отзывчивость, умение радоваться успехам, огорчаться в случае неудачи, придти на помощь в трудную минуту. Дети учатся правильно называть театральное оборудование, бережно к нему относиться, ориентироваться в пространстве зала, следить за развитием действия.

 Разработано много сценариев театрализованных праздников и  представлений. Целью написания этих сценариев являлось желание:

  •  познакомить детей с культурным наследием русского народа;
  • формировать у детей любовь к русскому фольклору, знакомить с культурой других стран, развивать умение использовать народные песни, танцы, хороводы;
  • приобщать детей к экологической культуре, расширять и углублять их знания об окружающем мире.

Театрализация – это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков. Так как она тесно взаимосвязана с другими видами деятельности – пением, движением под музыку, слушанием и т. д., необходимость систематизировать её в едином педагогическом процессе очевидна.

 «Трезвым, осторожным рутинерам принадлежит настоящее, а тем, кто фантазирует – будущее» - говорил К. Чуковский. А будущее принадлежит нашим детям, театрализованная деятельность детей - большой простор для  творческих фантазий ребёнка.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: её тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребёнка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные педагогом вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения.

Для лучшего восприятия и передачи образов героев сказок широко использую информационно-компьютерные технологии. При ознакомлении с сюжетом какого-либо произведения мы с детьми смотрим презентацию, мультфильм или видеоклип.

Перед инсценировкой русской народной сказки «Курочка-Ряба» показала презентацию, этим вызвала у детей желание лучше передать свои эмоции и чувства.

Перед Новогодним праздником познакомила детей младшей группы со стихотворением «Новогодняя сказка» Н.А.Мигуновой, посмотрели презентацию, пережили и воплотили свои творческие способности на Новогоднем утреннике.

Перед постановкой русской народной сказки «Колобок на новый лад» дети увидели видеоклип на песенку Колобка, испытали ряд чувств, переживаний и эмоциональных открытий.

Для развития у детей нравственно-коммуникативных качеств личности я выбрала русскую народную сказку «Репка», также показала им презентацию. Это помогло детям стать более общительными, вежливыми, чуткими. Они сумели выразить своё понимание сюжета игры и характеров персонажей сказки.

Считаю важным в своей работе заниматься с детьми театрализованной деятельностью - это игра; и пожить и порадоваться в ней может каждый ребёнок. Именно занятия  театрализованной деятельностью помогают ребёнку передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей.

Я считаю, что театрализованная деятельность детей помогает  решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Любая сказка, театрализованная игра – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству.

Очень важно, чтобы в мире, насыщенном информацией, новыми технологиями, ребёнок не потерял способность познавать мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу, мог познать радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

Занимаясь с детьми театрализованной деятельностью, в процессе наблюдения  обратила внимание на следующее:

1. Дети стали больше проявлять участие в игре, повысилась активность и инициативность.

2. У детей развиваются нравственно-коммуникативные и волевые качества личности (общительность, вежливость, чуткость, доброта, умение довести дело или роль до конца).

3. Они стали эмоциональнее и выразительнее исполнять песни, танцы, стихи.

4. У детей появилось умение выразить своё понимание сюжета игры и характера персонажа (в движении, видах деятельности, речи).

 

 «Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определённые отношения и моральные оценки»

В. А. Сухомлинский

Считаю свою работу важной и необходимой для интеллектуального и художественно-эстетического воспитания подрастающего поколения. Поэтому и в дальнейшей своей работе буду стараться:

  • пробуждать в душе каждого ребёнка чувство прекрасного и прививать любовь к искусству;
  • использовать театрализованные игры, музыкальные спектакли и сказки, постановки кукольного театра;
  • формировать потребность у детей духовно обогащаться через театрализованную деятельность;
  • развивать творческие способности дошкольников через различные виды театрализованной деятельности.

 

 

Категория: Искусство | Добавил: Светлана (25.03.2012)
Просмотров: 1842 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Категории раздела
Искусство [7]
Музыкальная азбука [2]
...
Осталось...
Мой сайт
Статистика
Друзья сайта
WoWeb.ru - портал для веб-мастера WoSoft.ru - программы для всех Методсовет Развлекательный детский сайт Интернетёнок - URL: http://internetenok.narod.ru/ Сайт
Поиск

Copyright MyCorp © 2024